Всероссийский заповедный урок
в помощь волонтерам-просветителям

Положение о Всероссийском конкурсе проектов

 

Положение о Всероссийском конкурсе проектов

 «Заповедные острова России»1

Конкурс реализованных проектов 2018-2019 гг.

Организатор: Эколого-просветительский Центр «Заповедники»

При поддержке: Минприроды России

 

Эколого-просветительский Центр «Заповедники» и Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» организуют Всероссийский конкурс реализованных природоохранных  проектов «Заповедные острова России».

Партнеры конкурса:  Российское движение школьников, Федеральное государственное учреждение "Российский детско-юношеский центр"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Федеральный детский эколого-биологический центр», Экоцентр «Экосистема», Водлозерский национальный парк, Кенозерский национальный парк, Фонд развития экотуризма «Дерсу-Узала».

Конкурс посвящен проводимому в России в соответствии сУказом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 с 2018 по 2027 год, Десятилетию Детства и грядущему в 2020 году Столетию Республики Карелия.

Конкурс проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

Цели конкурса:

  • Развитие творческой добровольческих  инициатив юных россиян, направленных на исследование, поддержку и охрану родной природы и, связанного с природой, культурного наследия.
  • Формирование общественной поддержки особо охраняемых природных территорий, развитие экологического образования, просвещения и воспитания детей и молодежи  в интересах устойчивого развития.

 

Задачи конкурса:

  • Стимулирование интереса детей и молодежи к добровольческой природоохранной и творческой  работе, направленной на поддержку заповедных островов России.
  • Сбор и распространение успешного опыта реализации природоохранных и творческих проектов с участием молодежи в поддержку заповедных островов России.
  • Развитие методической базы и инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской, творческой работы с молодежью.
  • Развитие движения Друзей заповедных островов и поощрение его наиболее активных участников.
  • Выявление ярких природоохранных групп и объединений людей, разных возрастных категорий, помогающих заповедным территориям.
  •  Широкое распространение лучших социально-значимых  проектов в сфере ООПТ. 

 

К участию в Конкурсе приглашаются:

  • Школьники и молодежь, или их объединения (клуб, кружок, класс, отряд, группа и т.п.) в возрасте 10 – 17 лет.
  • Организации – партнеры заповедных территорий и действующие в интересах сохранения природного и культурного наследия, объединяющие  друзей ООПТ (НКО, ТОС, любые инициативные сообщества)
  • Педагоги, работники ООПТ, специалисты иных  профильных организаций

 

Темы Конкурса:

  • Сохранение редких видов животных,  растений, памятников историко-культурного наследия на заповедных территориях России
  • Заповедные люди - Герои нашего времени
  • Эффективное партнерство для сохранения наследия
  • Устойчивый  туризм на благо заповедных территорий
  • Заповедная Карелия

 

 

Конкурс проводится по следующим номинациям:

Номинации для школьников и молодежи

(срок подачи до 15 марта 2019 года):

1. «Исследования и современные технологии для заповедных островов»

(Результаты проведенного исследования должны иметь практическое применение)

  • Исследовательские проекты (естественно-научные исследования, экологический мониторинг, социологические, этнографические и другие исследования).
  • Научно-технические проекты с использованием современных цифровых и информационных технологий (компьютерные игры, робототехника, мобильные приложения и т.п.)

2. «Практическая помощь заповедным островам»

(должны способствовать улучшению состояния окружающей среды, сохранению местообитаний и охране животных и растений)

  • Проекты, направленные на выявление и решение проблем заповедных островов (патрулирование, лесовосстановление, биотехнические, противопожарные мероприятия и др.)
  • Оформление музеев, экспозиций в школе, в парке, оборудование экологических троп, детских площадок  и т.п.
  • Волонтерские акции по благоустройству рекреационных зон и т.п.

3. «Творчество во благо заповедных островов»

  • Организация экологических спектаклей, агитбригад, праздников, выставок, и других событий
  • Просветительские проекты в СМИ (циклы статей в печатных СМИ, проекты в соцсетях, организация тематических передач на местном радио/ТВ и др.)
  • Создание книг, издание своей газеты
  • Создание и ведение сайта, тематической группы в соцсетях
  • Разработка и реализация  настольных игр, квестов и т.п.
  • Создание и показ фильмов, мультфильмов, социальных роликов  (в том числе музыкальные клипы, вирусные ролики) 

 

Номинации для  взрослых:

работников ООПТ, педагогов, просветителей,  представителей НКО, активных друзей парков и др.

(срок подачи до 15 мая 2019 года):

 

1.     Экологическое событие  (выставки, акции, экспедиции, фестивали, репортажи и т.д),о заповедной территории и для нее.

2.     Заповедные медиа - реализованные просветительские долгосрочные проекты (блоги, живые журналы, путевые заметки, соцсети, СМИ, серия  книг, телепередач, фильмов, мультфильмов, социальные ролики  и пр.).

3.     Территория сотрудничества - проекты, успешно реализованные на ООПТ в партнерстве с группами друзей/НКО/объединениями.

4.     Авторские методические разработки эколого-просветительских занятий

  • Заповедный урок в классе.  Методическая разработка апробированного интерактивного занятия, в т.ч. сценического, игрового, с использованием мультимедиа технологий.
  • Заповедный урок на природе. Методическая разработка апробированного интерактивного занятия, в т.ч. экскурсии, квесты и др.
  • Методические разработки игр (настольные, интеллектуальные, игры по станциям).

 

 

Приветствуются проекты, которые:

  • имеют конкретный измеряемый и качественный результат (решение конкретных проблем, выстраивание партнерских отношений и т.д.);
  • реализованы с использованием современных технологий и методов просвещения населения (интернет, соцсети, СМИ, видео и пр.);
  • имеют большой охват - просвещают и вовлекают в «дружбу с заповедной территорией» как можно больше людей (просветительский охват и охват вовлеченнных в волонтерство  и дружбу с  ООПТ);
  • имеют перспективы развития на несколько лет и могут быть тиражированы на  других ООПТ или учебных заведениях;
  • реализованы совместно с заповедной территорией (заповедным островом).

Порядок организации конкурса:

В состав жюри войдут специалисты Минприроды и Минобрнауки России, ООПТ, представители природоохранных общественных организаций, преподаватели, ученые, журналисты и др.

Срок предоставления заявок на номинации для школьников и молодежи до 15 марта 2019 года.

Срок предоставления заявок на номинации для взрослых:  педагогов, работников ООПТ, членов НКО, активных друзей парков и иных специалистов до 15 мая 2019 года.

Оценка конкурсных работ

Определение победителей всероссийского конкурса: первые три места и лауреаты по каждой номинации.

Критерии оценки работ, представленных на конкурс:

  • Соответствие проекта (поставленная проблема и пути ее решения) целям и задачам конкурса.
  • Предложенные методы являются адекватными и эффективными для решения поставленных в проекте задач.
  • В проекте присутствует новизна, необычные решения или яркие творческие подходы.
  • Наличие отзывов о проекте от ООПТ,  природоохранных структур, учреждений образования и культуры, общественных организаций.
  • Системность, регулярность, долгосрочность.
  • Возможность дальнейшего развития проекта. 


Подведение итогов и порядок награждения победителей конкурса.

Решение о победителях будет опубликовано на сайтах www.wildnet.ru и заповедныйурок.рф  для школьников и молодежи до 15 апреля 2019 года, в номинациях для взрослых: педагогов, работников ООПТ, членов НКО, активных друзей парков и иных специалистов до 15 июня 2019 года.

Торжественное награждение победителей конкурса пройдет на Международном Слете Друзей заповедных островов, который состоится 23-26 сентября 2019 года в г.Петрозаводск  по номинациям, в которых представляются работы, выдвинутые для участия в конкурсе.

Победители Конкурса, занявшие 1 место смогут принять участие в Международном  слете  Друзей заповедных островов без организационного взноса.

Победители Конкурса, занявшие 1-3 места получат путевки на тематические смены во Всероссийских детских центрах или Всероссийские мероприятия Российского движения школьников, или экологические экспедиции в заповедных территориях России (во все  путевки не входит стоимость проезда до места проведения мероприятия, не более 3 путевок на команду-победителя).

Победители во взрослых номинациях будут приглашены в качестве экспертов в Международном Слете друзей заповедных островов, на тематические смены во Всероссийских детских центрах или Всероссийские мероприятия Российского движения школьников, или в  экологические экспедиции на заповедных территориях (оплата билетов до места проведения мероприятия за свой счет)

Все победители конкурса получат дипломы и  призы от партнеров конкурса.

Все участники конкурса получат дипломы.

Лучшие проекты будут опубликованы в методических сборниках партнеров и размещены на сайтах www.wildnet.ru и заповедныйурок.рф 


Заявка для участия в Конкурсе проектов в номинации для школьников и молодежи 10-17 лет

необходимо заполнить следующую онлайн-форму до 15 марта 2019 года по ссылке: https://заповедныйурок.рф/concurs-youth/

 

Описание проекта

прикрепляется к заявке в онлайн-форме, оформляется в формате в PowerPoint 2007 (не более 20 слайдов объем текста не более 500 знаков слайде) и включает следующие слайды:

1)     Название проекта, авторы проекта, объединение, логотип (если есть).

2)     Цель проекта; сроки реализации проекта.

3)     Проблемы/задачи, на решение которых был направлен проект (до 2 слайдов).

4)     Краткое описание проекта (до 2 слайдов).

5)     Эффект, достигнутые результаты (количественные и качественные показатели), как Ваш проект повлиял на решение проблемы/задачи вашего заповедного острова (до 2 слайдов).

6)     Охват вовлечения - сколько людей приняло непосредственное  участие в проекте: детей, молодёжи и взрослых. Охват просвещения — какое количество людей удалось просветить благодаря вашему проекту: детей, молодёжи и взрослых.

7)     Фотоотчет с комментариями (до 3 слайдов) с пояснительным текстом и указанием автора фото.

8)     Ссылки и копии публикаций в СМИ о проекте (не более 3 слайдов).

9)     Ссылки на видео и мультимедийные материалы, а также на фотографии из фотоотчета хорошего качества не менее 1 МБ (можно закачать в «облако», на виртуальный диск и сделать ссылку).

10)   Отзыв Вашего заповедного острова о важности проделанной Вами работы (копия вставлена как картинка в слайд). 

11)   План работы по сохранению и продвижению заповедных территорий на следующий год: название проекта/программы, цель, сроки.

12)   Идея, планируемые мероприятия.

13)   Планируемый охват

  • вовлечения (количество, кто именно и возраст непосредственно участвующих  в проекте)
  • просвещения (количество людей, которые узнают о проекте и его результатах, кто эти люди)

14)   Необходимые ресурсы и где их планируете находить.

 

 

Заявка для участия в Конкурсе проектов в номинации для  взрослых (18+): работников ООПТ, представителей НКО, активных друзей парков и др. 

необходимо заполнить следующую онлайн-форму до 15 мая 2019 года

по ссылке: https://заповедныйурок.рф/concurs-adults/

 

Описание проекта

прикрепляется к заявке в онлайн-форме, оформляется в формате в PowerPoint 2007 (не более 20 слайдов объем текста не более 500 знаков слайде) и включает следующие слайды:

1)     Название проекта, авторы проекта, объединение, логотип (если есть).

2)     Цель проекта; сроки реализации проекта.

3)     Проблемы/задачи, на решение которых был направлен проект (до 2 слайдов).

4)     Краткое описание проекта (до 2 слайдов).

5)     Эффект, достигнутые результаты (количественные и качественные показатели), как Ваш проект повлиял на решение проблемы/задачи вашего заповедного острова (до 2 слайдов).

6)     Охват вовлечения - сколько людей приняло непосредственное  участие в проекте: детей, молодёжи и взрослых. Охват просвещения — какое количество людей удалось просветить благодаря вашему проекту: детей, молодёжи и взрослых.

7)     Фотоотчет с комментариями (до 3 слайдов) с пояснительным текстом и указанием автора фото.

8)     Ссылки и копии публикаций в СМИ о проекте (не более 3 слайдов).

9)     Ссылки на видео и мультимедийные материалы, а также на фотографии из фотоотчета хорошего качества не менее 1 МБ (можно закачать в «облако», на виртуальный диск и сделать ссылку).

10)   Отзыв Вашего заповедного острова о важности проделанной Вами работы (копия вставлена как картинка в слайд). 

11)   План работы по сохранению и продвижению заповедных территорий на следующий год: название проекта/программы, цель, сроки.

12)   Идея, планируемые мероприятия.

13)   Планируемый охват

  • вовлечения (количество, кто именно и возраст непосредственно участвующих  в проекте)
  • просвещения (количество людей, которые узнают о проекте и его результатах, кто эти люди)

14)   Необходимые ресурсы и где их планируете находить.

 

 


Заявка для участия в Конкурсе проектов в номинации «Авторские методические разработки» 

(номинация для взрослых(18+): педагогов, работников ООПТ и иных специалистов)

необходимо заполнить следующую онлайн-форму до 15 мая 2019 года

по ссылке:    https://заповедныйурок.рф/concurs-teachers/

 

Описание занятия

прикрепляется к заявке в онлайн-форме, оформляется в форматеWord и включает следующую информацию:

 

  1. Название занятия
  2. Целевая аудитория
  3. Продолжительность
  4. Актуальность
  5. Цели занятия (Эмоциональные: Что бы вы хотели, чтобы участники почувствовали? Учебные: Что, участники должны узнать? К чему вызвать интерес? Поведенческие: Что Вы хотите, чтобы участники сделали после занятия или от чего воздержались?)
  6. Задачи.
  7. План занятия (с указанием времени)
  8. Общий список оборудования для проведения занятия
  9. Наглядные материалы (ссылки на видео, фото и мультимедийные материалы). Презентация для занятия не более 20 слайдов. (Не требуется для уроков на природе).
  10. Ход занятия (пошаговый сценарий по Плану занятий с описанием каждого слайда или шага занятия, включая выводы в конце занятия, задания на закрепление материала, и другие приёмы):
  • Слайд(ы)  - номер слайда(ов) презентации и его название. (для уроков на природе расписываются Шаги/этапы занятия)
  • Основная мысль – то, что должны усвоить участники после ознакомления с данным слайдом. Для раскрытия основной мысли могут использоваться справочные материалы из Приложений.
  • Действие – действие ведущего: изложение материала, организация опроса или обсуждения, проведение игры или упражнения.
  • Дидактические материалы – раздаточные материалы, карточки и другие предметы, необходимые для работы на данном этапе.
  • Справочные материалы – ссылка на Приложения, где описана тема, освещаемая на данном этапе занятия.

        11.Охват вовлечения - сколько людей приняло непосредственное  участие в проведенных занятиях: детей, молодёжи и взрослых.

        12. Достигнутые и ожидаемые результаты занятия (количественные и качественные показатели)

        13. Отзывы участников (не менее 3-х цитат)

Отдельно в онлайн-форме прикрепляется фотоотчет с комментариями (2-3 страницы)  с пояснительным текстом и указанием автора фото и  дополнительные материалы в форматах pdf, ppt, zip или rar.

 

ЭкоЦентр "Заповедники" www.wildnet.ru

заповедныйурок.рф

тел. (495) 626-28-57

 



1 «Заповедные острова» – это особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального регионального и местного значения.

 

Видео о Всероссийском заповедном уроке

 

Мы в соцсетях